БУЛЛИНГ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ или как я провел лето (из не вошедшего в школьное сочинение)

БУЛЛИНГ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ или как я провел лето (из не вошедшего в школьное сочинение)

Яркие впечатления, привезенные из летнего лагеря, остаются не только в первом школьном сочинении, но и складываются в копилку социального опыта. Наш Фонд с 2013 года занимается организацией для подопечных специальных реабилитационных программ в формате летних лагерей, чтобы ребята могли восстановиться и успешно социализироваться. Но за короткое время смены кому-то удается влиться в коллектив и стать своим, а кто-то сталкивается с непониманием, одиночеством или даже с опасной формой проявления агрессии – буллингом. Детям бывает сложно поделиться со взрослыми пережитым негативным опытом, и тем более – сообщить о травле. С двумя подопечными нашего Фонда, которые вернулись из лагеря и согласились рассказать нам свои истории, их родителями, клиническим психологом и вожатой мы постарались разобраться, почему с травлей может столкнуться ребенок, перенесший болезнь, а также – как вести себя в таком случае. 

Двенадцатилетний Денис 6 лет назад прошел через операцию по удалению опухоли мозга, после которой ему пришлось заново учиться говорить, есть и самостоятельно двигаться. До сих пор у мальчика сохраняется небольшой наклон головы и легкое пошатывание при ходьбе. Денис выделяется сильным характером: в учебе он стремится быть первым и порой бурно переживает свои неудачи. 

“Сын – круглый отличник и борец за справедливость, – говорит про него мама. – Мне казалось, он может постоять за себя, однако прошлым летом его пришлось забрать из лагеря раньше окончания смены из-за проблем со здоровьем. Они возникли вследствие постоянных угроз и издевательств небольшой группы мальчишек, главой которых был взрослый 18-летний парень”.

Денис рассказал, что с первого дня его задевали, пугали, и по ночам ему становилось очень страшно. Такое отношение к себе мальчик объяснял тем, что он был “мелким”, хотя и не самым младшим по возрасту. “Может, я раздражал кого-то, а может, этот парень – по жизни злой человек, поэтому так поступал со мной, – размышлял Денис. – Я терпел и не жаловался, хотя очень боялся, что однажды мне устроят “темную”. В итоге этот лагерь закончился для мальчика раньше, чем для сверстников. 

Пятнадцатилетняя Алиса, вернувшись домой, вспомнила, что в начале смены в лагере ей было сложно общаться с другими ребятами – они не шли на контакт, не звали её на игры и общие активности.

В детстве Алиса перенесла две операции по удалению опухоли мозга, и вследствие лечения болезни при ходьбе слегка прихрамывала. “Мою особенность заметили пара мальчишек: они стали регулярно меня обижать и подгонять, хотя было видно, что я не могу идти быстрее”, – поделилась девушка. 

“Денис и Алиса столкнулись с буллингом, – считает психолог Марина Гусева. – Буллинг – это систематическоеагрессивное поведение в адрес ребенка, у которого нет возможности себя защитить. Однако тяжелое заболевание само по себе не является предпосылкой к возникновению травли. Она возникает в коллективе, где выстраиваются зависимые отношения по ролевой модели «жертва – агрессор – спасатель (наблюдатель)». На разных ролях в таких отношениях дети могут оказаться по ряду причин, в числе которых –низкая самооценка, отсутствие понимания своих границ, неспособность распознавать и проживать сложные эмоции”. 

По мнению психолога, заболевание может повлиять на запуск деструктивной модели в том случае, если ребенок подавляет в себе негативные чувства – гнев или вину. Тогда болезнь воспринимается как агрессия внешнего мира, а маленький пациент, привыкая к длительным больничным процедурам, становится послушным, перестает сопротивляться, спокойно дает руку для уколов и – развивает жертвенное поведение. Оно может закрепиться, стать устойчивым паттерном и в дальнейшем воспроизводиться в любом коллективе.

Распределение ролей в зависимых отношениях может меняться. Это означает, что агрессор может оказаться в роли жертвы и наоборот. «И жертва, и агрессор не справляются с гневом, – считает Марина Гусева. – Агрессор направляет гнев вовне – на «мир», а жертва – вовнутрь, на себя. Таким образом, оба ребенка являются «жертвами» своих непроработанных эмоций и нуждаются в психологической помощи». 

Денис рассказал нам, что в этом году в лагере было хорошо и его никто не обижал. Правда, незаметно для себя самого, мальчик присоединился к компании, которая стала издеваться над ребенком помладше. Мама Дениса заметила трудности в коммуникации детей и обратилась к специалисту. 

Сейчас мальчик занимается с психологом и учится устанавливать контакт с гневом – не подавлять его, а проговаривать все, что чувствует и хочет сделать. Выраженные в словесной форме фантазии помогают представить картинку агрессии во всей красе, поэтому её уже не надо воплощать в реальности – ни на себе, ни на другом.

Еще одним значимым фактором, поддерживающим зависимые отношения, является непроработанное чувство вины. Марина Гусева объясняет, что любой ребенок, в силу детского всемогущества, склонен считать себя центром мира, поэтому причиной всего происходящего является он сам: “Если я заболел, то я виноват, меня надонаказать”. Когда у ребенка нет возможности поговорить об этом со взрослыми, он пытается справиться с виной самостоятельно. Очень часто «решением» этой задачи становится аутоагрессивное поведение, в котором ребенок неосознанно провоцирует агрессию на себя и получает «наказание». 

Алиса, которая столкнулась с неприятием коллектива, сначала попыталась самостоятельно наладить отношения с ребятами. Когда это не подействовало, девушка обратилась за помощью к старшим. “Вожатая включила меня в общественно полезную деятельность, разрулила конфликт с мальчишками и рассказала мне о том, что мы обижаемся только на то, что себе присваиваем. Тогда я решила: не буду присваивать себе то, что они про меня говорят”, – поделилась Алиса.

Маргарита Федорова – опытная вожатая и психолог – считает, что главная задача взрослого, к которому ребенок обратился за помощью, – оказать ему моральную и эмоциональную поддержку. “Просить о помощи могут далеко не все, это очень сильный шаг, – говорит Маргарита. – И если мы обещаем помочь, то нельзя об этом забывать, какой бы мелкой и незначительной не казалась нам проблема ребенка”. 

Заставлять коллектив общаться с тем или иным человеком, пользуясь своим авторитетом, в конечном итоге неэффективно, поэтому лучше всего предложить ребенку инструмент, которым он сам сможет открыть все двери. Это может быть игра, сценка, выполнение каких-либо задач, объясняет Маргарита. Также в лагере у вожатого есть возможность провести “свечку” и вместе с детьми обсудить тему того, как непросто найти себя в коллективе. 

Вербальная агрессия, которую дети и подростки выражают в словесных нападках и обзывательствах, по мнению Маргариты, также должна решаться серьезным разговором. ”Иногда помогает легализация использования безобидных кличек в какой-либо игре. Но систематическую агрессию нужно не просто пресекать, но и прорабатыть: обидчику показать, что словом можно очень сильно ранить, а пострадавшему – дать понять, что ассоциировать себя с неприятным прозвищем не обязательно”. 

От формирования комплекса жертвы Алису спасла помощь взрослых и умение разбираться в своих эмоциях. Тот факт, что девушка обратилась к старшим, когда её задело обращение ребят, говорит о том, что она умеет распознавать обиду. Поэтому социальный буллинг или избегающую стратегию поведения взрослым удалосьпресечь.

Таким образом, подавление негативных эмоций и, как следствие, попадание в зависимые отношения по модели “жертва – агрессор – спасатель” – это факторы, которые могут спровоцировать травлю. 

Опыт лечения тяжелого заболевания у детей часто влияет на их умение распознавать, принимать и проживать такие эмоции. Поэтому, чтобы не попасть в деструктивные отношения, в этот период им особенно нужна эмоциональная поддержка. Роль родителя или любого другого взрослого заключается в том, чтобы уделить качественное внимание сложным чувствам ребенка, научить его их различать и принимать, и вместе подобрать адекватную форму для выражения. Тогда взаимодействие со сверстниками в коллективе станет ценным источником позитивных эмоций. А в лагере ребенок сможет найти настоящую дружбу. 

29 мая 2024

Поддержать подопечных

Больше историй

Сторис
Сторис

«Благотворительность вместо сувениров 2020»

Сторис
Сторис

«Благотворительность вместо сувениров 2020»

Сторис
Сторис

«Благотворительность вместо сувениров 2020»

Сторис
Сторис

«Благотворительность вместо сувениров 2020»

Читайте также

Сторис
Лонгрид

Акция #Моя команда

Сторис
Сторис

Акция #Моя команда

Сторис
Сторис

Акция #Моя команда

Сторис
Сторис

Акция #Моя команда

Сторис
Сторис

Акция #Моя команда